Поисковик Светлана Кленова из села Бродокалмак общалась с чиновниками Златоуста
Жительница Красноармейского района Светлана Кленова убедила чиновников города Златоуста увековечить память героического экипажа боевого самолета.12+
11 августа 1944 года в горах под Златоустом потерпел крушение учебный самолет ДБ-3 Челябинского авиаучилища. Поисковые группы «Таинственный Урал» и «Ориентир» спустя 71 год на месте крушения обнаружила более 40 обломков учебного бомбардировщика – элементы крыла, фюзеляжа и двигателя.
На склоне установлен памятный знак с именами погибших. Молодых курсантов 80 лет назад признали пропавшими без вести.
Обнаружили в 1944 году только командира, место его захоронения пока неизвестно, останки остальных членов экипажа ищут и сегодня. Этой сложной работой занимается и наша землячка – Светлана Кленова из села Бродокалмака. Поисковик установила до мельчайших подробностей историю последнего полета смелых и ответственных, очень молодых героев. Командиру – свердловчанину Анатолию Шубину – было тогда 22 года.
Москвичу Леониду Каюрову 20 лет.
Курсантам Михаилу Рязанову – 19, Фариту Саттарову – 18 лет.
«Анатолий Шубин уводил горящий самолет от города, приказал прыгать Рязанову и Саттарову, а Леня Каюров, пытаясь помочь командиру, только на подлете к хребту по приказу Шубина выпрыгнул. Весь полет ДБ-3 в тот день наблюдали многие, а свидетельства очевидцев хранятся в военном архиве. На сегодня вместе с теми, кто оказывает нам с Розой Фаттаховой помощь в расчетах, воссоздавая события 80-летней давности, известно все, что произошло в ту роковую ночь 11 августа 1944 года. Но места последнего пристанища членов экипажа хранит Малый Таганай. Сегодня мы очень внимательно следим за ходом выполнения специальной военной операции, понимая, что как и во время второй мировой войны, наши защитники достойно исполняют задачи», – рассказала Светлана Кленова.
Поисковики – Светлана и Роза – связывались со многими чиновниками, родственниками погибших. Офицеры ЧВВАКУШ консультировали по важнейшим моментам тех полетов и конструкции самолета. Содействуют в поисковой работе златоустовец Валентин Шилов, сотрудники нацпарка «Таганай». Светлана обратилась, в том числе, в мэрию Златоуста. От городской власти она просила помощи – внести на памятную стелу имена всего экипажа. И неожиданно два дня назад Светлану Ильиничну пригласили на городское совещание.
В режиме громкой связи более 40 минут Светлана Ильинична отвечала на вопросы и рассказывала точные данные технических характеристик самолета, назвала предполагаемые причины катастрофы, имена свидетелей с описанием каждой минуты крушения.
В комиссии приняли участие представители администрации округа, управления культуры, архитектуры, историки города.
Такого пунктуального комментария катастрофы никто из чиновников не ожидал. Потому после обсуждения вопроса был вынесен положительный вердикт.
«Это будет комиссионное решение, будет выпущен нормативно-правовой акт от государственного комитета по охране объектов культурного наследия получим разрешение. Потому что памятник на Сорочьей горе, на котором мы собираемся нанести фамилии ребят, является объектом культурного наследия регионального значения», – поделилась, Светлана Арсентьева, начальник Управления архитектуры и градостроительства администрации Златоустовского городского округа.
Администрация города Златоуста приняла решение: увековечить память разбившихся на хребте Малый Таганай летчиков и штурманов.
Напомним, Светлана Кленова четыре года вела поисковую работу для выяснения сведений об экипажах, погибших в годы Великой Отечественной войны во время учений на территории Красноармейского района. А в 2024 году организовала совместно с офицерами ЧВВАКУШ перезахоронение останков штурмана Ивана Артамонова на Родину – в подмосковную Тарусу. Не только восстановлением историй последних полетов четырех экипажей над Красноармейским районом занималась Светлана. В ее поисковом деле 13 летчиков и штурманов, самолеты с которыми совершили прощальный взмах крыльями у незнакомого поселка, на безымянной высоте.